Биография. Любимый архитектор сталина был родом из ростова Возвращение к свободному творчеству

У большинства людей, интересующихся отечественной историей, со словами «дача Сталина» ассоциируется прилагательное «ближняя». И действительно, о московском объекте «Волынское», где по большей части жил, да и умер генералиссимус, знают практически все. Он фигурирует в десятках фильмов, фоторепортажей и телевизионных передач. Но у «вождя народов» была еще одна резиденция под Москвой, о самом существовании которой до недавнего времени знал достаточно ограниченный круг лиц.

Летом 2010 года мне удалось побывать на Дальней даче Сталина в Семеновском, которая в отличие от Ближней после смерти вождя довольно часто использовалась первыми лицами как для проведения различных мероприятий, так и для отдыха. Некоторые из них, например Юрий Андропов, проводили там отпуск, другие, как Михаил Горбачев и Борис Ельцин, приезжали лишь эпизодически. Но в любом случае их в этом месте что-то привлекало…

Проехав восемьдесят с лишним километров по Симферопольскому шоссе, затем двадцать по так называемой второй бетонке, мы с фотокорреспондентом Олегом Рукавицыным свернули в лесной массив. Едем еще с километр по неприметной боковой дорожке и останавливаемся у высокого зеленого забора. Конечно же, забор – не такой, как у особняков на Рублевке, но все-таки солидность сохраняется. Кстати, уже в процессе общения с историками мы узнали, что в сталинские времена высота забора достигала шесть метров. С обеих сторон забора была точно такая же, как на государственной границе, контрольно-следовая полоса. Да и охранялся объект более чем сотней специально подобранных офицеров НКВД. И еще одна небольшая деталь: до восьмидесятых годов прошлого века воздушное пространство над этим районом было полностью закрыто…

Нас, двух первых журналистов, которые получили возможность посетить Дальнюю дачу, а также наших сопровождающих из Москвы встретил приехавший к воротам на винтажном мотоцикле «Урал» сотрудник в форме. Проверил удостоверения, внимательно изучил наши паспорта, а затем забрал их «до отбытия». И мы на двух машинах поехали за ним в глубь лесного массива по ухоженной асфальтовой дороге. Через несколько минут среди вековых сосен и елей показались несколько строений, которые, собственно, и представляли собой сталинскую дачу.

Я, честно говоря, представлял себе ее немножко другой, внешне похожей на Ближнюю. Но она не была покрашена зеленой краской, а выглядела как обычный загородный дом с преобладанием желтых, коричневых, а иногда и розовых тонов. Уже потом я узнал, что в оригинале дача была зеленой, точно так же, как и кунцевская. Сталин вообще не очень-то любил разнообразие. Известно, что он давал архитектору Мержанову задание сделать комнаты на Ближней даче похожими на те, что были в его кремлевской квартире. Ну а Дальняя дача строилась похожей на жилище генерального секретаря в Волынском. Только в период нахождения у власти Юрия Андропова, в 1982-м или 1983 году, она была перекрашена в более «веселенький» цвет.

Я специально поинтересовался, кому из простых смертных удалось за последние 70 лет побывать в этом здании. Выяснилось, что журналистов сюда не допускали. Во время массовых мероприятий конца 50-х – начала 60-х годов, которые так любил проводить Хрущев, все проходило на природе, в отдалении от основного комплекса строений. Даже писателя Даниила Гранина в свое время провели только по части здания, да и то в быстром темпе. Так что информация о сталинской даче, которую мы получили, явилась своего рода эксклюзивом.

Прихожая Дальней дачи очень напоминала обстановку в главной сталинской резиденции: те же стены, облицованные деревянными панелями, похожие вешалки, приблизительно такая же мебель. Немного другие камины, отсутствие второго этажа (на Ближней его построили в 1943 году). А сам объем помещения был побольше. И на стенах не было географических карт со сталинскими пометками. Скорее всего во время войны Сталин приезжал на эту дачу не работать, а отдыхать.

Наш «обход» Дальней дачи начался строго по часовой стрелке. Пройдя в левую дверь, мы оказались в сталинском кабинете. В нем, правда, отнюдь не все сохранилось именно в таком виде, как было при жизни генералиссимуса. Если Ближняя дача после смерти Сталина должна была функционировать как закрытый музей (и была таковым в 1953–1956 гг.), то в Семеновском с пятидесятых до девяностых годов была загородная резиденция руководителей КПСС и правительства СССР. Даже в годы новой России там отдыхали президент Ельцин, председатель Совета Федерации Шумейко и другие деятели. А кое-кто останавливался на Дальней даче и в последнем десятилетии… В общем, основной целью было не сохранение исторической обстановки, а создание комфортных условий для отдыхающих. Хотя, справедливости ради, отмечу, что сотрудникам дачи удалось сохранить очень многое.

В кабинете Сталина сразу бросается в глаза современное кресло за довоенным столом, электронный калькулятор, лежащий на столе, более поздний письменный прибор и жидкокристаллический телевизор в углу. К тому же портрет Сталина на стене и бюст на столе явно диссонируют с помещением. И действительно, нам подтвердили, что их притащили из запасников «для создания атмосферы». А вот четыре кресла, диван, люстры, столик у окна – полностью аутентичны, более того, они находились в этом кабинете со сталинских времен. Конечно, на столе в кабинете не лежит початая пачка «Герцеговины Флор» рядом со сталинской трубкой, зато есть лампа ручной работы с основанием из грушевого дерева, мебель, другие исторические предметы, так что «эффект присутствия» все-таки чувствуется.

В кабинете Сталина потолки «невысокие», каких-то четыре с половиной метра. Стены кабинета практически без всяких украшений. Что интересно, дерево, которым отделаны помещения, за 70 лет сохранило свой специфический запах. В каждой комнате он свой. А по состоянию паркетного пола, стен и потолочных панелей видно, что за ними постоянно и тщательно ухаживают.

Когда мой коллега Олег Рукавицын решил присесть на диванчик в кабинете генералиссимуса, его вежливо, но твердо попросили освободить место. Специалисты рассказали нам о традиции, которая была в органах государственной охраны:

В кресле охраняемого лица не мог сидеть никто, кроме него самого. Нарушение, даже для личной охраны, каралось немедленным увольнением.

Конечно, сейчас таких строгостей на даче в Семеновском нет, но традиция есть традиция…

Первую информацию о самом существовании такого объекта, как Дальняя дача, читатели, по большей части зарубежные, получили из воспоминаний дочери Сталина Светланы:

Семеновское – новый дом, построенный перед самой войной возле старой усадьбы с большими прудами, выкопанными еще крепостными, с обширным лесом. Теперь там «государственная дача», где происходили известные летние встречи правительства с деятелями искусства. И в Липках, и в Семеновском все устраивалось в том же порядке, как и на даче отца в Кунцево – так же обставлялись комнаты (такой же точно мебелью), те же самые кусты и цветы сажались возле дома. Власик авторитетно объяснял, что «сам» любит и чего не любит. Отец бывал там очень редко, – иногда проходил год, – но весь штат ежедневно и еженощно ожидал его приезда и находился в полной боевой готовности…

Все постройки Дальней дачи, еще именуемой по названию ближайшего населенного пункта «Семеновское», были возведены в 1937–1939 годах силами специального строительного управления НКВД. Архитектором был Мирон Иванович Мержанов, тот самый, который строил и Ближнюю дачу в Волынском. Скорее всего Сталин познакомился с ним еще в конце двадцатых годов, когда приезжал на отдых в Кисловодск (Мержанов работал в этом городе. – Авт. ). Другая версия гласит, что возвышение начинающего архитектора произошло после того, как он выиграл открытый конкурс на строительство Санатория Красной Армии в Сочи, которому присвоили имя Ворошилова. Рассказывали, что будущему «первому маршалу» очень понравился проект, и с его подачи Мержанов перебрался в Москву. Но в любом случае уже в 1931 году он оказался в столице.

Судьба Мирона Мержанова, строившего многие сталинские дачи, претерпевала взлеты и падения. Целых десять лет (с 1933 по 1943 год, он был практически «придворным архитектором» «вождя народов». 12 августа 1943 года он был арестован, а 8 марта 1944 года постановлением Особого совещания при Народном комиссариате внутренних дел СССР был приговорен к десяти годам лагерей «за участие в антисоветской организации, антисоветскую агитацию и высказывание террористических намерений». Вместе с ним, как утверждают знающие люди, был осужден и его сын. А поводом для ареста послужило обнаружение у них иностранной валюты.

Естественно, проект новой дачи утверждался лично Сталиным и был в целом похож на тот, который был осуществлен в Кунцеве. Основное отличие: кунцевская дача была сделана из фибролитовых блоков (потом ее разобрали и построили точно такой же дом из кирпича), а дача в Семеновском изначально была кирпичной. К тому же, как мы уже упоминали, у этого дома нет второго этажа. Несмотря на это, по площади Дальняя дача кажется больше Ближней. Многочисленные архитектурные параллели и сходство в отделке некоторых помещений все-таки присутствуют.

Контролировал процесс строительства лично нарком Лаврентий Берия. А сам Сталин приезжал осматривать готовое здание, а потом посещал дачу во время Великой Отечественной войны. Документально подтверждены два его визита в «Семеновское», но люди знающие небезосновательно считают, что он бывал в этом месте чаще. Алексей Рыбин, по его утверждению (в скобках заметим – сомнительному), часто выезжавший со Сталиным в различные поездки, писал в своих воспоминаниях:

Вторая дача, «Семеновское», находилась в ста десяти километрах от Москвы, в бывшем владении фаворита Екатерины II Григория Орлова и его братьев. Там в тридцатые годы ОГПУ выстроило такой же одноэтажный дом с шестью комнатами и двумя застекленными террасами. Вокруг зеленел тоже в основном сосновый лес. Имелись три пруда. Самым же примечательным был родник-пятиключник. Каждая струя этого чуда природы была разной высоты и красы.

Сталин приезжал в «Семеновское» редко. Может, полюбоваться на пятиключник да с компанией отдохнуть на острове посреди самого большого пруда. Однажды он посоветовал направить ключевую воду в зацветающие пруды. Местная рыба от нее почему-то стала чахнуть. Сожалея об этом, Сталин предложил исправить ошибку. Воду пустили в речку Лопасню, текущую к деревне «Семеновское» .

Историческая справка:

Дальняя дача была построена на территории английского парка имения, некогда подаренного Екатериной II Алексею Орлову-Чесменскому и проданного им младшему брату графу Владимиру Орлову (Григорий Орлов, о котором упоминает Алексей Рыбин, к «Семеновскому» отношения не имел. – Авт.). Имение «Семеновское» или «Отрада» более известно по имени последних владельцев Орловых-Давыдовых.

Его площадь, составляющая и сегодня более сотни гектаров, в сталинские времена была просто огромной. Каскад прудов с чистейшей водой из родников и ключей, большое озеро, фазанник, медвежатник, индюшатник, форелевое хозяйство, оранжереи, фруктовый сад… Да и сейчас все оставшиеся службы находятся в действующем состоянии, а за имеющейся живностью и растительностью тщательно ухаживают.

Из кабинета генерального секретаря мы переходим в зимний сад, который смотрелся бы почти современным, если бы не отделка и мебель из карельской березы. Мебель, кстати, была сделана по спецзаказу мебельной фабрикой «Люкс». Она располагалась рядом с Бутырской тюрьмой и выполняла самые важные заказы для правительственных дач. Работали на ней лучшие столяры-краснодеревщики страны. Именно на «Люксе» изготавливалась вся мебель для первых лиц государства, а также делались оконные рамы, стеновые и потолочные панели, лестницы, перила, двери… При изготовлении предметов интерьера все они многократно дублировались. На фабрике хранились заготовки каждого стола, стула или шкафа, строго пронумерованные. При необходимости в течение суток собирался новый стол или шкаф и отсылался на дачу.

Меня удивили низенькие, выглядевшие почти детскими, стульчики у стола в зимнем саду, но я вспомнил, что «вождь народов» был совсем небольшого роста и ему скорее всего было удобно сидеть на таких стульях. Паркет в зимнем саду менее изысканный, чем в кабинете, и прикрыт в значительной мере ковром, который, судя по рисунку, относится к семидесятым – восьмидесятым годам прошлого века.

Из зимнего сада есть дверь в Большую столовую. Двери на даче, кстати, изготовлены из дубового массива толщиной в 5–7 сантиметров и снабжены замками штучного изготовления. На них есть соответствующие номера и клейма. Сделаны они были скорее всего в Туле на оружейном заводе. Кстати, исправно функционируют уже семьдесят с лишним лет…

«Большая столовая» явно рассчитана на то, чтобы поражать воображение. Огромное помещение, примерно семиметровой высоты, отделано деревом полностью. Потолки сводчатого типа, тоже деревянные. И все это не какой-нибудь там новомодный шпон, а массив различных пород дерева. Кстати, несмотря на солидный возраст, дерево не растрескивается и вообще не деформируется, сохраняя приданную ему в 30-е годы форму. В одной из стен действующий камин, отделанный ониксом и опалом. Если на Ближней даче камин совсем небольшой и сделан довольно скромным (хотя Светлана Аллилуева, дочь Сталина, и называла его «единственной роскошью» на даче), то на Дальней камин огромен, и на материалах по его отделке явно не собирались экономить.

За большим столом в центре столовой при желании можно разместить полсотни человек. Сталин Большую столовую не любил, предпочитая трапезничать в более скромном помещении, а вот Никита Сергеевич Хрущев делал из столовой своего рода зал заседаний. Уже в бытность свою Первым секретарем ЦК Хрущев любил проводить за этим столом выездные совещания и устраивать публичные разносы. Но потом, во время обеда или ужина, когда к столу подавалось обильное угощение и довольно большое количество алкоголя, ситуация сглаживалась сама собой.

Главная спальня, в которой отдыхали от дневных трудов и Сталин, и Хрущев, и Андропов, и Ельцин, отделана карельской березой. Большой объем помещения создает впечатление, что установленные там кровати – детские. На самом деле – это две обычные полноразмерные кровати. Но для Ельцина (а он приезжал сюда, еще будучи первым секретарем МГК КПСС, а став президентом, до 1996 года бывал еженедельно) кровать пришлось удлинять (все-таки он был ростом на 30 сантиметров выше Сталина). В девяностых годах Ельцин любил бывать в «Семеновском», рыбачил, гулял, ходил на родник. Кстати, родник – это местная достопримечательность. Он «бесперебойно работает» с XVIII века и дает большое количество очень вкусной и холодной (мы попробовали) воды. А Ельцину она настолько понравилась, что ему дважды в неделю привозили специальные бутыли, налитые из родника. Собственно, родников в парке семь. Один из сотрудников рассказал нам, что главный грот с львиной головой, из которой пульсирующей струей льется вода, был построен «по заказу» Сталина. Даже камень, которым он отделан, был привезен с его родины – из Гори. Берия знал, как угодить хозяину.

К спальне примыкает санузел площадью примерно с современную однокомнатную квартиру – около сорока квадратных метров. В нем с 1939 года сохранились старинная сантехника и любимая сталинская кушетка. Унитаз в «главном» санузле точно такой же, как и на Ближней даче, с прямоугольным бачком и мощной системой смыва.

Любопытную «сантехническую» историю из жизни вождя, показывавшую некоторые человеческие черты его характера, вспоминал в своей книге «Рядом со Сталиным» Алексей Рыбин:

По дороге из Москвы он явно настроился принять ванну. Взяв белье, пошел туда. Трудно представить, как поворачивал вентили, но воды не было. Никакой. Вернулся, сердито сказав:

Вас приставили смотреть за исправностью ванны.

Бросил на стол белье, мочалку с мылом и ушел. Соловов (комендант дачи в Семеновском. – Авт.) кинулся к вентилям. Вода вовсю хлестнула из кранов. Соловов с радостью доложил об этом. Однако, прогуливаясь по террасе, Сталин уже передумал мыться. Но чувство вины за нелепый казус осталось. Этак с подходцем спросил:

Хозяин, как вы думаете, вот эта старая сосна не может в бурю обрушиться на нашу хату?

Давайте на всякий случай спилим ее, – предложил Соловов.

А как? Ведь ее все равно потянет на хату.

Распилим по частям. Сначала снимем на веревках макушку, потом – середину. И все обойдется.

Правильно. Так и сделайте.

Соловов пошел за рабочими. Но через полчаса Сталин признался:

Хозяин, я передумал дерево спиливать. Оно, пожалуй, еще нас переживет.

Следующее помещение, в котором мы побывали, – это так называемая чинаровая спальня. Она была, как говорят, самым любимым помещением Сталина. Отделка в гамме желтоватых, коричневых и темно-коричневых цветов, похоже, пришлась вождю по вкусу… Но историческая мебель в ней не сохранилась, и кровать явно относится к концу XX века. Рядом находится «малая столовая», в которой «вождь народов» обычно обедал. Она рассчитана на шесть – двенадцать человек, и приезжавшие сюда отдыхать с семьями члены Политбюро – Демичев, Суслов, Подгорный, Громыко, Кириленко и другие – обедали именно здесь.

В чинаровой спальне обычно отдыхала чета Горбачевых. Между прочим, в ней, как и в других, установлена персональная печь, которая является запасным источником тепла и топится из коридора. Вся система действующая, и несколько раз в год проводится контрольная топка. Хотя есть здесь и дизельный генератор, и центральное электроснабжение, и газ.

Вообще комнаты и коридоры действительно «дышат историей». Никаких новомодных кондиционеров. Но и без них в сорокаградусную жару (москвичи могут вспомнить горячее и дымное лето 2010 года) спиртовые термометры 1950 года выпуска (а они есть в каждом помещении) показывали от 19 до 24 градусов.

Дальней даче «досталось» во время Великой Отечественной войны. Ее чуть не взорвали, как сталинскую резиденцию в Зубалове. Алексей Рыбин по этому поводу писал:

Во время войны эта дача уцелела просто чудом. На ближних железнодорожных станциях Барыбино и Михнево разгружались из эшелонов дальневосточные и сибирские войска. Поэтому налеты вражеской авиации усилились до предела. Некоторые бомбы по ветру заносило сюда. Постоянно велся минометный обстрел территории. Приближение фашистских войск вынудило заминировать дачу. Соловову даже пришлось выяснить у начальства, взрывать ли ее? Мудрый генерал ответил:

Взорвешь дачу раньше времени – расстреляем. Сдашь ее немцам – найдем и повесим. Так что решай сам по обстановке.

Соловов рванулся к Сталину. Войска Юго-Западного фронта под командованием генерала Захаркина получили приказ оставаться на занимаемых позициях. Так они спасли дачу. За что Соловов поднес командиру ополченцев, очень страдавшему язвой желудка, полный стакан спирта. В старом доме братьев Орловых разместился полевой госпиталь. При свете керосиновых ламп врачи оперировали раненых бойцов. Минометный обстрел территории не прекращался.

Необычность здания подчеркивается и интересным переходом между жилой зоной и служебным корпусом. Коридор этот изогнут, и пол его становится выше по мере удаления от основного дома. Специалист историк пояснил нам:

Такое архитектурное решение было связано с двумя факторами. Во-первых, Сталин очень не любил, когда с кухни доносились запахи готовящейся пищи. А во-вторых, изогнутый коридор не давал возможности произвести прямой выстрел, что вполне отвечало тогдашним требованиям безопасности. Точно такой же коридор есть и на даче в Волынском…

Мы уже отмечали, что документально зафиксированы лишь две поездки Сталина на Дальнюю дачу. Но в воспоминаниях его соратников, дочери и охранников этот объект упоминается довольно часто. Алексей Рыбин вспоминал любопытный эпизод военных лет:

Хотя территория дальней дачи «Семеновское» постоянно обстреливалась минометным огнем противника, Сталин продолжал туда приезжать. Наконец даже поступило грозное предупреждение НКВД, будто одна из мин, в землю, не взорвалась. Вдобавок предполагалась умышленная закладка мины около дачи, а то и под нее. Пришлось доложить об этом Сталину. Соловов, естественно, опасался разноса: куда смотрел?! Но Сталин совершенно спокойно сказал:

Вы же танкист и минер. Что ж, пойдемте, проверим.

Соловов начал действовать миноискателем. Сталин с любопытством топтался рядом. Да еще норовил обогнать Соловова, а тот не мог его отправить подальше в безопасное место. Благо, все кончилось удачно.

В послевоенные годы здание дачи подверглось небольшой перестройке и частичной реконструкции. В восьмидесятых годах прошлого века к нему был пристроен десятиметровый бассейн с противотоком. Сделано это было специально для того, чтобы председатель КГБ, а потом и генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов мог принимать прописанные ему врачами водные процедуры.

С именем Андропова вообще довольно много связано в «Семеновском». Он часто приезжал сюда, ловил рыбу, гулял по парку. Как говорят люди сведущие, бывало, проводил тут отпуск и был очень умерен в еде и развлечениях.

На территории дачи есть довольно много мест, связанных с историческими личностями. На одном из прудов часто вместе рыбачили Никита Хрущев и Екатерина Фурцева, тогдашний министр культуры. Как нам рассказали, дама была гораздо удачливее, что очень раздражало главу государства. Пришлось, как в фильме «Бриллиантовая рука», запускать в воду аквалангиста, который аккуратно насаживал рыбу на крючок удочки Хрущева, и тот с торжеством вытаскивал одного карпа или судака за другим. А у Фурцевой, понятное дело, в это время клева никакого не было, – все-таки аквалангист на какое-то время распугивал рыбу.

А Андрей Андреевич Громыко любил косить траву, причем не газонокосилкой, а обычной крестьянской косой на своей собственной полянке. И делал это вполне профессионально. Как, впрочем, и руководил отечественной дипломатией.

На этом объекте неоднократно бывали и иногда даже жили высокопоставленные зарубежные гости: Джавахарлал Неру со своей дочерью Индирой Ганди, Гамаль Абдель Насер – египетский лидер, Фидель Кастро, Юмджагийн Цеденбал – глава Монголии, президент Афганистана Наджибулла с семьей и другие. Бывали и космонавты, начиная с Гагарина и Титова.

Крупные мероприятия проводились тут нечасто и не были связаны непосредственно с главным домом. Около одного из прудов сохранился гигантский металлический каркас, который при Хрущеве был перекрыт и становился огромным шатром. Здесь в 1957-м и 1961 году Никита Сергеевич встречался с деятелями культуры и искусства, приглашая до 300 человек. На этих встречах Хрущев критиковал писателей Константина Симонова и Мариэтту Шагинян, поэтессу Маргариту Алигер. Но заканчивались такие встречи мирно – все выпивали и закусывали под выступление оркестра русских народных инструментов.

АРХИТЕКТОР МИРОН МЕРЖАНОВ

Архитектор Мирон Иванович Мержанов прожил на свете восемьдесят лет. Столь почтенный возраст навевает мысли о «безоблачной» биографии, счастливо закончившейся спокойной старостью. В действительности же, эти восемь десятков лет жизни архитектора вместили в себя периоды взлетов и падений, надежд и их крушений, радостей и горестей. Произнеся сакраментальную фразу: «Он жил в эпоху Сталина», мы рискуем быть непонятыми – слишком уж много наших соотечественников могли бы сказать то же самое применительно к собственной биографии. Но для Мирона Мержанова слова «Сталин» и «сталинизм» означали едва ли не больше, чем для кого-либо еще...

Жизнь Мирона Мержанова поначалу складывалась так, что он мог бы остаться хорошим провинциальным архитектором. М. И. Мержанов родился 11(23) сентября 1895 года в городе Нахичевань-на-Дону (позднее он стал частью Ростова-на-Дону). И далее – «традиционное» для многих будущих архитекторов увлечение рисованием (любопытно, что Мирон Мержанов больше всего любил рисовать лошадей, сохраняя эту любовь до последних дней), потом – Петербургский институт гражданских инженеров, Первая мировая война, вплоть до окончания которой Мирон Мержанов служит в телеграфной роте. А в свободное время (которого почти не было), еще до начала войны, Мирон подрабатывал чертежником у знаменитого А. О. Таманяна, жившего тогда в Петербурге. Стоит ли говорить о том, что работа у маэстро оказала решающее влияние на становление Мержанова как архитектора.

Первые свои практические работы сам Мержанов датирует в автобиографии 1917 годом. Вплоть до начала тридцатых годов – добрые полтора десятка лет – архитектор не покидает Северного Кавказа. «Ареал распространения» его построек ограничивается Донским округом, городами Кавказских Минеральных Вод и другими крупными центрами Северного Кавказа (Ставрополь, Грозный, Прикумск). Вся жизнь Мирона Мержанова не спеша протекает в этом регионе. Здесь архитектор родился, здесь он обзавелся семьей, здесь появился на свет его сын. Известность пришла к Мержанову отчасти неожиданно. Хотя и в этом случае «отправной точкой» на пути к славе стал Северо-Кавказский регион. Правда, на этот раз его черноморский «фланг» – город Сочи. В 1929 году был объявлен открытый конкурс на проект здания санатория РККА в этом курортном городе. Победителем был объявлен мало кому знакомый в широких кругах архитектор М. Мержанов. Рабочие чертежи будущей постройки выполнялись, естественно, в Москве, благодаря чему Мирон Иванович стал часто ездить в столицу. Подобно эффекту снежного кома, эти визиты стали «обрастать» знакомствами с потенциальными клиентами. А главное Мержанова заприметили не просто в высоких кругах: на него обратили внимание «самые сильные мира сего», заказав именно ему несколько проектов санаториев, домов отдыха и загородных дач. Образ санатория РККА (позже был переименован в честь К. Е. Ворошилова и более известен под этим именем) неотделим от облика города. Смеем утверждать, что этот санаторий стал подлинно «визитной карточкой» города, хотя Сочи могут гордиться постройками таких архитекторов, как А. Щусев, И. Жолтовский, И. Кузнецов, А. Душкин, К. Алабян и других. Светлые конструктивистские корпуса, взрезающая холм лента фуникулера и остроконечные кипарисы – без этой картинки не обходится, наверное, ни один путеводитель, ни один комплект открыток, посвященных городу Сочи. Забегая вперед, скажем, что проект военного санатория был удостоен «Гран-при» – высшей награды парижской выставки 1937 года.

В 30-е годы Мержанов становится главным архитектором ВЦИК. Он выполняет несколько проектов дач Сталина (в Кунцеве – так называемая «ближняя дача»), а также в Мюссерах, на Холодной Речке, на Бочаровом Ручье. Принимая во внимание, что последние три объекта находятся на Северном Кавказе, можно сделать вывод о том, что Мирон Мержанов как бы и не покидал родных мест. Но суть в том, что теперь его статус был несколько иным.

Мержанов проектирует и строит два крупных комплекса в хорошо знакомом ему городе Кисловодске (здесь в 20-е – начале 30-х он осуществил два с лишним десятка разнообразных проектов) – санаторий НКВД «Кисловодск» и санаторий Совета Министров СССР «Красные камни». Если первый из них выдержан в духе так называемого «романтического конструктивизма» – красиво изогнутые крылья комплекса мягко вписаны в выразительный рельеф крутого холма; осевая перспектива представляет собой законченную симметричную композицию, что, в общем-то, не характерно для этой эпохи, то второй, скорее, можно было бы отнести к «романтическому классицизму». А вот романтика стопроцентной, на первый взгляд, постройки в духе классики заключается в органичном внедрении в ее сущность нетрадиционных для стиля элементов – полуцилиндрического стеклянного перекрытия кинозала, не до конца «проработанных» деталей традиционного ордера (на самом же деле, эта «недоработанность» – не что иное как один из художественных принципов Мержанова, исповедуемых им на протяжении всей жизни). Две эти постройки не очень хорошо известны историкам архитектуры – отчасти по причине «особого» статуса их заказчиков, отчасти – и об этом ниже – из-за того, что случилось с их творцом в дальнейшем.

Два проекта были выполнены в эти годы Мержановым для Москвы. Первый из них так и остался нереализованным – это проект здания Института мировой литературы имени А. М. Горького. Монументальное сооружение с цилиндрическим объемом в центре композиции и двумя боковыми крыльями должно было подняться на хорошо знакомом москвичам и гостям столицы месте – там, где несколько позже архитектором Д. Н. Чечулиным было возведено высотное здание, известное как «жилой дом на Котельнической набережной». Другой московский проект был воплощен в жизнь. Дом архитектора в Гранатном переулке (бывшая улица Щусева) – плод творчества трех архитекторов: А. К. Бурову принадлежит разработка фасадной части, А. А. Власовым разработан проект фойе и большого зала, а М. И. Мержанов выполнил проект общей планировки здания и ресторана. Полюбившийся архитекторам ресторан с темно-красными кирпичными стенами и темно-коричневыми кессонированными потолками свидетельствует об уважительном отношении Мирона Ивановича к творчеству Ф. Л. Райта, влияние которого было заметно еще при работе Мержанова над комплексом санатория «Красные камни» в Кисловодске.

В 30-е годы М. И. Мержанов стал автором первых эскизов главных наград страны – Золотой Звезды Героя Советского Союза и золотой медали «Серп и Молот», которой награждали Героев Социалистического Труда. Многие поколения наших соотечественников привыкли к облику этих наград, а, между тем, могло бы получиться так, что эти звезды увидели бы свет в об-рамлении лаврового венка, либо без колодки; они даже предполагались более крупного размера, нежели сейчас. Однако после некоторых сомнений лично И. В. Сталин утвердил тот вариант, который известен сегодня.

В те же годы Мержанов занимал пост председателя Архфонда (следует сказать, что он был один из организаторов Союза архитекторов СССР и его секретарем). Перед самой войной и в первые годы войны большое внимание Мирон Иванович уделял «Суханово» как дому творчества архитекторов. Уже тогда, когда война подошла непосредственно к стенам столицы, при его участии было организовано питание членов Союза, для чего одно из стад крупного рогатого скота, которое должно было перегоняться в глубь страны, было оставлено в Суханово. Творческая и хозяйственная деятельность Мирона Ивановича Мержанова оборвалась в 1943 году в связи с его арестом...

В какой-то степени архитектору повезло в том, что он был отправлен в Комсомольск-на-Амуре, где получил возможность выполнять проекты заводских клубов, а также многочисленных транспортных сооружений на строившейся тогда трассе Комсомольск – Советская Гавань. О цинизме эпохи свидетельствует и тот факт, что, удерживая Мирона Ивановича на положении заключенного, высокое руководство страны подчеркивало, что он – лучший архитектор в области санаторно-курортного строительства. Будучи арестованным, он был привезен в Москву, где ему поручили выполнять проект крупного санатория МГБ в Сочи. Этот комплекс возведен на рубеже 40-х и 50-х годов группой архитекторов (находившихся, естественно, не под арестом) под руководством... «сидящего» Мержанова! Архитектура санатория отражает основные художественные принципы, царившие в послевоенной советской эпохе соцреализма. Но даже здесь Мержанову удалось воплотить свой основной замысел: лоджии жилых корпусов расположены под углом по отношению к продольной оси здания – для обеспечения лучшей инсоляции. Мирон Иванович называл этот прием «зубчаткой» и сумел использовать его в ряде своих реализаций в Кисловодске. Помимо улучшения функциональной организации санаторного здания, «зубчатка» создает изящную светотень, внося в казалось бы «неприкасаемую» архитектуру советского классицизма романтическую ноту. Впрочем, как мы уже знаем, это характерно для творчества Мержанова, и остается только удивляться, что он продолжал следовать своим принципам даже несмотря на свое незавидное положение.

Пятидесятые годы Мирон Иванович провел в Красноярске. Сначала, еще до освобождения и реабилитации, он стал автором реконструкции здания Дома Советов в центре города, ранее начатого строительством, но по непонятной причине законсервированного. И здесь Мержанов осуществил то, что сразу стало выделять именно этот Дом Советов среди всех его бесчисленных «собратьев» по стране: здание не имеет «традиционного» сильно вынесенного портика. По оси здания расположена выразительная ниша с балконом, а трехчетвертные колонны хотя и фиксируют центр осевой композиции, но при этом сообщают зданию фронтальную динамику, вызванную размещением его не непосредственно на площади, а на проспекте – главной магистрали города. За счет столь нетрадиционного решения колоннады дополнительная зрительная нагрузка падает на изящно прорисованные ниши, отмечающие фланги здания.

В Красноярске Мержанов сумел реализовать более десятка крупных объектов – клубы, кинотеатр, другие общественные и административные здания. Интересен опыт (хотя и печальный) работы над новым зданием редакции местной газеты, являющейся одной из старейших в стране. Прекрасно понимая необходимость расширения редакции, но в то же время сохранения исторического деревянного здания, Мирон Иванович предложил вариант, при котором около старой постройки ставились два столба, и верхняя часть нового здания нависла бы над деревянной избой, словно оберегая ее. Однако этот прием вызвал непонятное раздражение у властей, и по их распоряжению памятник истории и культуры был полностью уничтожен. А вскоре в Праге и в центре Москвы (в районе Пироговских улиц) появились комплексы, выполненные по тому же принципу – «новый дом – на старом»...

Здесь же, в Красноярске, М. И. Мержанов стал основателем Красноярского филиала центрального института «Горстройпроект», более известного впоследствии как «Красноярскгражданпроект». Мирон Иванович возглавлял его вплоть до своего возвращения в Москву, последовавшего в 1960 году. Многие красноярские архитекторы, имена которых стали известны всей стране в 1960-70-е годы, до сих пор называют Мержанова в числе первых своих наставников.

Работая в Москве, Мирон Иванович Мержанов стал руководителем авторского коллектива, проектировавшего два крупных комплекса – ВНИИ «Инструмент» на Большой Семеновской улице и «Станкоимпорт» на Профсоюзной улице (около станции метро «Калужская»). К сожалению, оба этих комплекса так и не были завершены в соответствии с авторским замыслом: в обоих случаях отсутствуют вертикальные элементы, зрительно «собирающие» композицию и приводящие ее к масштабу большого города.

Как-то Мирон Иванович, уже в конце 50-х годов, когда архитектура начала превращаться в «строительство», не без грусти заметил: «Я не могу все время менять свои художественные пристрастия. Я был конструктивистом, затем вынужден был стать «классиком», а теперь вообще не понимаю, чего от меня хотят». Уважая подобную самокритичность, заметим, что в творчестве этого архитектора – вне зависимости от эпохи и стилевой моды – можно найти излюбленные приемы, в результате чего объекты, выполненные им в 20-е годы, имеют неожиданно много общего с его же постройками 50-х и даже 70-х годов. Но «два уровня секретности» – один, связанный со спецификой работы архитектора для членов правительства, второй – с его арестом – не позволили Мирону Ивановичу Мержанову получить ту известность, которой он по праву заслуживает. И сегодня его в соответствии с историко-мемуарными публикациями последних лет продолжают называть просто «сталинским архитектором»...

Настоящая статья так же, как и ряд публикаций, изданных к юбилею мастера, раскрывает многогранность творчества архитектора Мирона Мержанова.

С. Мержанов

// Ставропольский хронограф на 2001 год. – Ставрополь, 2001. – С. 252–256.

Мирон Иванович Мержанов (Миран Оганесович Мержанянц , 23 сентября 1895 - декабрь 1975) - советский архитектор. В 1934-1941 годах - личный архитектор И. В. Сталина, автор проектов дач Сталина и высших руководителей СССР в Кунцеве, Мацесте, Бочаровом Ручье.

В 1943-1954 годах репрессирован, работал в архитектурных «шарашках» от Сочи до Комсомольска-на-Амуре. Автор проектов Золотых Звёзд Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда (1938-1939).

Биография

Ранние годы и начало карьеры

Архитектор родился в городе Нахичевань-на-Дону (сегодня - в черте Ростова-на-Дону) в преуспевающей армянской семье. Отец Иван служил чиновником и управляющим на фабрике купца Унаняна в Славянске, и приходился дальним родственником И. К. Айвазовскому. Все три сына Ивана стали талантливыми специалистами - каждый в своей области. Средний сын и младший брат Мирона Мартын стал известным спортивным журналистом, основавшим в 1960 еженедельник «Футбол», младший Яков работал театральным художником в Москве, но рано умер. До начала Первой мировой войны Мирон успел закончить классическую гимназию и поступить в Санкт-Петербургский Институт гражданских инженеров. Подрабатывал чертёжником в мастерской А. И. Таманяна, затем был призван в войска, но на фронт попасть не успел.

После октябрьской революции бежал из голодного Петербурга домой, в Ростов. Пытаясь избежать призыва в деникинские войска первой линии, добровольно вступил в инженерный батальон белой армии, а после её разгрома поселился в Краснодаре. В 1920-1923 годах продолжил обучение в Кубанском политехническом институте, легко вошёл в круг местных профессионалов, в 1922 году женился на дочери кисловодского архитектора, Елизавете Эммануиловне Ходжаевой.

Первая самостоятельная постройка Мержанова - собственный дом в Кисловодске (1925). За ним последовали

  • крытый рынок в Ессентуках
  • здание Госбанка в Пятигорске
  • один из корпусов санатория «10 лет Октября» (ныне «Жемчужина Кавказа») в Кисловодске

В этих постройках, формально принадлежащих к конструктивизму, проявился почерк Мержанова, сохранившийся до конца его дней - стремление к эффектной монументальности построек, в сочетании с романтизацией, зрительным облегчением конструкций, а также излюбленная деталь архитектора - угловые балконы и угловые ниши, разрывающие гладкие стены зданий. Позже Мержанов называл своими главными учителями И. В. Жолтовского и Фрэнка Ллойд Райта.

Тридцатые годы

В 1929 году Мержанов выиграл открытый конкурс на проектирование санатория РККА в Сочи, который курировал лично К. Е. Ворошилов. Санаторий, финансировавшийся займом среди военных, был открыт 1 июня 1934 года, и в том же году ему было присвоено имя Ворошилова. Архитектор и нарком стали личными друзьями; дружба эта сохранилась и после отставки Ворошилова и освобождения Мержанова. Санаторий выстроен в конструктивистской манере, но Мержанов намеренно маскировал наиболее жёсткие конструктивистские элементы, гармонично соединив простые геометрические формы с горным рельефом побережья. Образ санатория и примыкающего к нему фуникулёра был растиражирован пропагандой, и Мержанов вошёл в обойму наиболее востребованных советских архитекторов.

В 1931 году Мержанов был вызван в Москву и назначен главным архитектором хозуправления ЦИК СССР. Одновременно с завершением ворошиловского санатория, по заданиям ЦИК Мержанов выстроил комплекс государственных дач «Бочаров Ручей». Руководил проектированием Военно-морской академии в Ленинграде, проектированием зданий для нового города Комсомольск-на-Амуре, совместно с А. К. Буровым построил московский Дом Архитекторов. Во второй половине тридцатых Мержанов строит в Кисловодске два крупных санатория - «Санаторий-отель НКВД» (ныне «Кисловодск») и «Красные камни». Это уже бесспорно сталинская архитектура, причём не ограниченная в средствах на качественную отделку камнем, и сохранившая типичный для архитектора «южный» романтизм.

Сергей Мержанов, архитектор
Сергей Мержанов, архитектор, выпускник МАрхИ по специальности история и теория архитектуры. Автор множества книг и статей по современной и исторической архитектуре и по охране памятников. Несколько лет был общественным инспектором ВООПИК. Дважды лауреат всероссийского фестиваля Зодчество за лучшие публикации по архитектуре. Последние годы занимается экспозиционным дизайном. Автор множества концепций музеев и выставок, в частности автор концепции Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника и сценария музея-квартиры Андрея Белого в Москве.

Свобода путешествий

31-2 июня "Санкт-Петербург. Новая жизнь старых зданий" Программа здесь
12-14 июля 2019 Асташово и Чухломская глушь. Программа
13-15 сентября 2019 малой группой по окрестностям Анапы - Гай-Кодзор, Сикоры, Раевское, Лефкадия, Мысхако и другие приятные места. Авторские вина, оригинальная архитектура, энтузиасты своего дела, ночевки на винодельнях.
25-29 сентября "За современным искусством в Стамбул" Программа здесь
8-13 октября 2019 - архитектурные винодельни Испании региона Риоха. Программа здесь
Предварительные заявки на info@сайт

Свобода путешествий

Профессиональные туры для архитекторов по современной архитектуре.
2019 Баку Заха Хадид, Белый город, башни Огня.
2019 новая архитектура Милана - Bosco Verticale, Foundation Prada, Zaha Hadid

Предварительные заявки на info@сайт
Подробная программа .

Подписка на новости проекта Свобода доступа

Наши партнеры

Архитектурные экскурсии

Мы приглашаем вас в АРХИТЕКТУРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ – автобусные поездки и пешие прогулки «Свободы Доступа». Мы показываем весь ХХ и ХХI век, не пропуская ни одного десятилетия – от русского модерна и советского авангарда до новейшей архитектуры. Также мы обращаемся и к более ранним периодам архитектуры. АРХИТЕКТУРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ от «Свободы Доступа» – это не экскурсии, это больше, чем экскурсии. Наши ведущие – не профессиональные экскурсоводы, а профессионалы своего дела – архитектурные критики и историки, краеведы, журналисты и пр.

Современная архитектура

Свобода доступа представляет уникальную экскурсию "Москва 21". Только с нами вы можете познакомиться с лучшими образцами современной архитектуры, появившимися в Москве в XXI веке. В одной экскурсии вы узнаете имена самых востребованных и талантливых современных архитекторов, увидите самые красивые жилые дома и самые престижные офисные здания. Узнаете о современных мировых тенденциях и особенностях московского стройкомплекса. Краткий курс современной современной архитектуры в одной большой автобусной экскурсии - Сити и Остоженка, Ходынка и Садовники, редевелопмент промышленных зданий и новое строительство, ландшафтные проекты и комплексная застройка.

На вопрос: «Что объединяет уникальные и единственные во всем Подмосковье дома на улицах Циолковского и Карла Маркса, городские "Черёмушки" на улице Гагарина, поликлинику Центральной горбольницы №1 на Октябрьской, детский сад со скульптурными изображениями сказочных героев "Белочка", высотный дом на привокзальной площади, въезд в город со стороны Болшевского шоссе (улица Садовая) и стадион "Вымпел"?» - сегодняшний королёвец даже и не юного возраста вряд ли ответит правильно и однозначно (увы!). Лишь считанные единицы скажут примерно так (хочется верить): «Это детища главного архитектора Калининграда Любови Петровны Гулецкой» . И будут абсолютно правы: именно эта худенькая и маленькая женщина создала неповторимый архитектурный облик нашего Старого города, воочию продемонстрировав потрясающие высоты непревзойденного до сих пор градостроительства.

В дополнение к сказанному приведу цитату из статьи к 100-летию Гулецкой другого уважаемого архитектора, историка архитектуры, дизайнера Сергея Борисовича Мержанова: «Тому, кто был знаком с ней, она запомнилась человеком, удивительным образом сочетающим в себе поистине военную четкость мысли и исполнение задуманного - с редкой доступностью в общении, а непередаваемое чувство юмора - с колоссальной ответственностью за свое дело. Но для всех - даже для тех, кому не посчастливилось знать Любовь Петровну, - в наследство останутся ее творения. Останется архитектура - по словам классика, "летопись мира, которая говорит тогда, когда молчат уже и песни, и предания…"» .

СТРАНИЧКИ БИОГРАФИИ

30 сентября (по документам 4 апреля?) 1911 года в городе Вильно (ныне Вильнюс), в доме предводителя дворянства Федора Федоровича Замковского(в гостях у своего дядюшки!) родилась девочка, которую в соответствии с православной традицией назвали Любовью (в этот день вспоминают святых мучениц Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию).

Отец маленькой Любы - Петр Алексеевич Гулецкий был врачом, мать - Александра Сильвестровна Кулеш - учительницей. Интересно отметить, что брат последней был инженером-строителем, одна из его построек - Центральный рынок в Риге, возводившийся первоначально как ангар для «Цеппелинов» (дирижаблей).

Вскоре семья Гулецких перебирается в Одессу, где Петр Алексеевич становится главным врачом военно-морского госпиталя (будучи гражданским человеком). Эту должность, уже в чине действительного статского советника, он занимает вплоть до 1918 года. Александра Сильвестровна не работала, посвящая все свое время детям: дочерям Марии (умрет в пятилетнем возрасте) и Любови и сыну Алексею (погибнет подо Ржевом в 1942 году; его имя среди других участников Ржевской битвы увековечено на памятной стеле).

После окончания гимназии прекрасно рисовавшая с детства Любочка Гулецкая поступила в Одесский Политехникум изобразительных искусств на архитектурный факультет, который окончила в самом начале 30-х годов.

Студентка Гулецкая (конец 1920-х годов),

фотография из архива Н.А.Клементьева, публикуется впервые

Писала она и акварелью, специально ездила на этюды и в дни юности, и в последующие годы… Ее живописные работы бережно сохраняются в семье до сих пор. Вот пара из них:

Ростов Великий (

Цветущий кактус «Царица Ночи» ( из архива Н.А.Клементьева, публикуется впервые)

В 1932 году Любовь Петровна перебралась в Москву.

В начале своей карьеры молодой архитектор Гулецкая много работала над проектами лечебных учреждений и сопутствующей инфраструктуры, будучи сотрудницей больничного сектора « Гипрогора» (Российский институт градостроительства и инвестиционного развития) - одной из ведущих проектных организаций России в области градостроительного планирования территории Российской Федерации , ее регионов и городов , проектирования центров городов , жилых, общественных, производственных зон и комплексов, курортно-рекреационных и природоохранных территорий.

От «Гипрогора» же ей дали квартиру в деревянном доме в Кусково, на территории усадьбы графов Шереметьевых, где она с мужем и сыном Алексеем (родился в 1936 году) прожила почти тридцать лет.

С 1940 года до середины 1960-х годов Гулецкая трудилась в «Росгражданпроекте»: проектировала и строила в Костроме и Владимире (c 1949 по 1952 годы), Ижевске и в Средней Азии.

Примерно в 1956 году совместно с архитектором О.Н.Русаковым и художниками Е.Е.Лансере и К.И.Белогуровой участвовала в реставрационных работах павильона «Шелководство» (бывший павильон Молдавской ССР) Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ до1959 года, сейчас ВДНХ).

Фотография из интернета

В 1958 году Л.П.Гулецкая с семьей переехала в подмосковный Калининград, где ей предложили стать главным архитектором и возглавить проектную мастерскую. Кстати сказать, заниматься нашим городом она начала задолго до переезда, еще в 1947 году, перейдя из « Гипрогора» в закрытую проектную организацию (проектировала калининградские промышленные сооружения на закрытых территориях наших предприятий).

Первоначально жила на улице Карла Маркса в доме №10, квартиру в котором ей выделил лично Алексей Михайлович Исаев, так как дома тогда были ведомственными. А когда ею же был построен первый 9-этажный дом на привокзальной площади с магазином «Заря» на первом этаже, переехала сюда, на улицу Калинина, № 2, где и прожила последние сорок лет жизни. Почему на нем до сих пор нет мемориальной доски с именем фактически выстроившего наш уникальный Старый город архитектора - уму непостижимо!

Фотография из интернета

«ОНА ФОРМИРОВАЛА ОБЛИК ПОДМОСКОВНОГО КАЛИНИНГРАДА»

Ее первенец, 1950-й год

Улица Циолковского, №19

Год 1953-й

Улица Циолковского:

Улица Циолковского, дом № 16/23


Улица Циолковского, дом № 16/23, восточный фасад


Улица Циолковского, дом № 20/22 (фотография из интернета)


Улица Циолковского, дом № 17/21


Улица Циолковского, дома № 17/21 и № 15/16 (общежитие),

фотография после 1953-го года из архива О.Глаголевой


Улица Циолковского, дом № 17/21 (восточный фасад), фотография из интернета


Улица Циолковского, дом № 21/20 (западный фасад)


Улица Циолковского, дом № 21/20 (восточный фасад)

К сожалению, автору статьи не удалось сфотографировать эти великолепные панорамы из трех домов по обе стороны бывшей главной городской магистрали (тогда улицы Сталина, ныне Циолковского) по причине отсутствия надлежащего уровня техники (может быть кто-то из профессиональных фотографов поможет?).

Улица Карла Маркса

«Королёвский дом», улица Карла Маркса, № 25


Первые городские вазоны на «Королёвском доме», фотография Александра Опалева, 2015 год

К сведению: об этом уникальном в своем роде «Королёвском доме» написан большой материал, который в скором времени будет размещен на нашем сайте.

Ниже представлена фотография, пожалуй, самого роскошного и последнего дома Гулецкой в «южном» городском квартале:

Улица Карла Маркса, дом № 27/21 ( фотография из интернета)

Год 1955-й

Достраивается дом № 18 «южного квартала»:

Улица Циолковского, дом № 18 (фрагмент с навершием и эркерами)

Оформляется квартал, ограниченный улицами Калинина, Циолковского и Карла Маркса с детским садом «Белочка» в центре.

Фрагмент здания бывшего КУМа (Калининградского универсального магазина на первом этаже),

улица Циолковского, дом № 10

Парадный вход в детский сад «Белочка», улица Циолковского, дом № 12

Фрагмент барельефного «пояса» детского сада «Белочка»

На рубеже 1950-60-х годов

На месте старых дач и бараков по улице Гагарина (бывшая Молотова) строятся калининградские «Черёмушки»:

Фотография из архива Г.А.Хрусталёвой

«Все дома "Черёмушек" в соответствии с типовыми проектами должны были стоять, как оловянные солдатики, торцами к магистрали. Но архитектор Л.П.Гулецкая настояла на использовании приема "каре", при котором каждые четыре дома образуют внутренний дворик, необходимый для создания уюта и защиты от внутриквартальных сквозняков.

Понимая, что дома должны выходить не просто на какую-то улицу, а на Пионерскую - межгородскую магистраль с обилием транспорта, Любовь Петровна предусмотрела отступ зданий от "красной линии" и запроектировала в образовавшейся свободной полосе высадку деревьев и кустарника» .

1960-е годы

«В Завокзальном районе Гулецкая решила сделать улицу Садовую как бы въездными воротами в город со стороны Болшевского шоссе, соединив углами по два дома с каждой стороны в начале улицы. Прием спаренности домов углами она повторила и на улице Грабина.

Большие начальники называли это не иначе, как "фантазиями", попутно намекая архитектору, что с ней может случиться за "срыв программы по скорейшему обеспечению трудящихся современным жильем". Однако время показало, как права была архитектор, думая не просто о микрорайоне, а о профессионально выполненном микрорайоне - о домах, в которых людям будет удобно жить, о дворах, где им будет приятно отдыхать» .

Фотография их архива Н.А.Клементьева

«Во всем, к чему прикоснулись руки Гулецкой, отражены уважение к своей профессии, забота о людях (выделено мной. - О.Г.). Она не боялась отстаивать свои профессиональные убеждения. Одним из подтверждений тому служит реализация плана слияния двух городов-соседей Костина и Калининграда в 1960 году.

В то время на площади Калинина еще находился старый стадион, но, согласно Генплану развития города, на площади должны были остаться только культурно-административные учреждения, а для спортивной зоны необходимо было найти другое место. Л.П.Гулецкая предложила строить стадион ближе к озелененной зоне Акуловского канала, собственно, там, где он стоит и поныне.

Но кому-то из руководства пришла в голову мысль строить в этом самом месте... кирпичный завод!

Ничего себе, если кирпичный завод встанет в центре нового единого города! - ужаснулась Гулецкая и пошла «в верха» отстаивать свою правоту.

Тебе сказано: будет завод! - ответил чиновник. - Или положишь книжечку.

Он имел в виду партийный билет, но при этом не знал, что Любовь Петровна не была членом партии!

Возможно, все кончилось бы плачевно и для архитектора, и для города, но за ее спиной стояли Королёв и Исаев. При необходимости она прибегала к их помощи. Они, в свою очередь, уважали ее мнение как специалиста.

А результат налицо: без стадиона "Вымпел" (построен в 1961-м), расположенного фактически в центре современного Королёва, но при этом образующего свою, особую, зону, уже трудно представить себе наш город» .

ПОЧЁТНЫЙ АРХИТЕКТОР РОССИИ

Хорошо знавший Любовь Петровну все тот же Сергей Борисович Мержанов поделился и такой интересной историей, к которой имел самое непосредственное отношение: «Где-то в 2000-2001 годах было принято решение ввести новое звание "Почётный архитектор России" - в дополнение к действующему "Заслуженный архитектор России". Положение о звании "Почётного архитектора" разрабатывалось в Госстрое России, в основном, силами Управления архитектуры, где я как раз тогда работал.

В первоначальном варианте этого Положения была такая строка: "Звание присваивается исключительно действующим архитекторам " (а не пенсионерам, какие бы заслуги они не имели).

И тут - то ли на какой-то коллегии, связанной с архитектурным наследием, то ли в приватной профессиональной беседе с кем-то из руководства, - я поведал о судьбе Любови Петровны, которой вскоре должно было исполниться 90 лет. И то ли начальник Управления, то ли даже заместитель министра спросил: "А Госстрой может как-то отметить Гулецкую?"

Любовь Петровна Гулецкая (1911-2002),

фотография их архива Н.А.Клементьева, публикуется впервые

Тут же вспомнили про это новое звание и про то самое возрастное ограничение, и тут же… ввели в Положение исключение: так называемые "особые случаи" - как раз для тех архитекторов, творчество которых, в силу объективных причин, ранее не афишировалось (а иногда даже умышленно секретилось). Таким образом Любовь Петровна Гулецкая удостоилась этого звания - одной из первых в его истории.

Ну а я вместе с тогдашним главным архитектором Королёва А.Н.Паниным ездил к ней домой для вручения Диплома и медали. Причем, в первый и последний раз приехал не просто как историк архитектуры, а как чиновник Госстроя РФ.

Было несколько репортажей в разных городских газетах, приезжало телевидение. А через полгода (26 апреля) Гулецкая умерла…»

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Дело Любови Петровны продолжил ее внук - Николай Алексеевич Клементьев , окончивший МАРХИ (Московский Архитектурный институт). Член Союза архитекторов, сейчас он руководит крупной московской проектной фирмой, построившей, в частности, международный аэропорт «Курумоч» в Самаре:

Фотография из интернета

Правнучка Анисия Клементьева выбрала более женскую специальность: после окончания МГХПА имени С.Г.Строганова («Строгановки») по специальности «Художественное проектирование интерьеров» и стажировки в Лондоне, организовала свою фирму «Koshka Interiors» и занимается дизайном общественных и жилых интерьеров в России и Европе.

Фотография из интернета

© Расспрашивала и фотографировала Ольга ГЛАГОЛЕВА

Глубочайшая благодарность Николаю Алексеевичу Клементьеву и его матушке Марии Наумовне Данишевской

за предоставленные информацию и фотографии

Сергей Мержанов. Ее творениями стали улица Циолковского и Черёмушки. «Калининградская правда» №124 от 1 ноября 2011 года.

Сергей Мержанов. Новый архитектурный облик города. «Калининградская правда» №85 от 2 августа 2011 года.

Случайные статьи

Вверх